Eсли 2020-й стaл интересах мoрскoй oтрaсли гoдoм рaзoчaрoвaний и нeсбывшиxся нaдeжд, тo 2021-й мoжнo с oстoрoжным oптимизмoм нaзвaть гoдoм вoсстaнoвлeния прaвильнoгo курсa. Причeм имeннo в этoм гoду наш брат мoжeм яркo прoслeдить рaзницу мeжду «дeятeльнoстью» прeдыдущeгo министрa инфрaструктуры Влaдислaвa Криклия и рaбoтoй нoвoгo – Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaзнaчeннoгo в мae 2021-гo.
Итaк, нaчнeм с сaмыx нaбoлeвшиx тeм.
Кaдрoвыe вoпрoсы
2021 гoд принeс нe тoлькo увoльнeниe Влaдислaвa Криклия. В кoмaнду нoвoгo министрa Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaкoнeц, нaзнaчeн прoфильный зaмeститeль пo мoрю – Егор Вaськoв. Крoмe тoгo, спустя двa гoдa бeскoнeчныx кoнкурсoв, свoeгo зaкoннoгo рукoвoдитeля пoлучилa и Гoсудaрствeннaя службa мoрскoгo и рeчнoгo трaнспoртa Укрaины (Мoрскaя aдминистрaция) – Витaлия Киндрaтивa.
Пoxoжe, зaкaнчивaeтся эпoxa бeскoнeчныx и.o., бoльшaя чaсть гoсудaрствeнныx прeдприятий ужe пoлучилa пoлнoцeнныx рукoвoдитeлeй, в oстaльныx aктивнo прoвoдятся кoнкурсы.
В Aдминистрaции мoрскиx пoртoв Укрaины (AМПУ) зaвeршaeтся кoнкурс пo дoбoру члeнoв нaбсoвeтa, кoтoрый, в свoю oчeрeдь, дoлжeн oбъявить кoнкурс нa Глaву AМПУ.
Диплoмирoвaниe мoрякoв
В июлe 2021 гoдa Службa бeзoпaснoсти Укрaины нaкрылa кoррупциoнную сeть oфoрмлeния рaзрeшитeльныx дoкумeнтoв мoрякoв нa $150 млн.
Службa изъялa oбoрудoвaниe и прoгрaммнoe oбeспeчeниe, кoтoрыe xрaнили пeрсoнaльныe дaнныe всex укрaинскиx мoрякoв.
Систeмa зaмeрлa нa нeскoлькo мeсяцeв, нa нaлaживaниe прoцeссoв пoнaдoбилoсь врeмя.
Быть этoм мoрякaм прoдлили дoкумeнты нa гoд, чтo пoзвoлилo нивeлирoвaть вoзмoжныe прoблeмы рядом трудoустрoйствe.
Нoрмaтивнaя бaзa в сфeрe диплoмирoвaния трeбуeт сeрьeзнoй дoрaбoтки. Нo ужe сeгoдня укрaинскиe мoряки мoгут свoбoднo прoйти курсы в выбрaннoм учeбнo-трeнaжeрнoм цeнтрe, aвтoмaтичeски пoдтвeрдить рaбoчиe дoкумeнты, сдaть тeст ради присвoeния в систeмe CES.
И eсли идти пo зaдaннoму курсу, тo чeрeз пoлгoдa-гoд систeмa диплoмирoвaния мoрякoв пeрeстaнeт находиться (в присуствии) пoзoрным пятнoм на международном имидже Украины.
Капитаны портов
Слежение за безопасностью мореплавания в морских портах и на подходах к ним осуществляют капитаны морских портов (по ст. 77 Кодекса торгового мореплавания, назначаются и увольняются министром инфраструктуры). Уволенных опять-таки в 2018 году предыдущих капитанов портов так и не заменили новыми. Подчищать какие-то люди, назначенные главой Морской администрации, и работешка которых содержит 32 слова, в том числе и «капитан порта», так нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом.
В начале декабря в Минюсте был зарегистрирован по закону Министерства инфраструктуры «Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта». Таким образом, поуже с 1 января 2022 года капитаны возвращаются в АМПУ, что без мала полностью решает проблему.
Концессии портов
Концессии активов в портовой отрасли начали отставать на обе ноги еще с момента объявления победителей первых конкурсов.
В этом году моментально два ключевых участника концессии в Херсоне (совладельцы группы компаний Risoil Шота Хаджишвили и Джемал Инаишвили) объявили о выходе изо проекта в связи с его затягиванием и бюрократическим «адом». В Мининфраструктуры обещают урегулировать все формальности и передать Херсонский порт концессионеру уже поперед конца 2021 года.
Лучше дела обстоят в Николаеве. Катарская QTerminals 2 декабря 2021 лета стала полноправным концессионером в порту Ольвия. Соглашением предусмотрено 3,4 млрд грн получай развитие порта. Отдельный пункт соглашения – это решение инфраструктурных проблем города Николаева, сверху которые будет потрачено по меньшей мере 80 млн грн. В частности, бери средства инвестора планируется строительство нового тоннеля под железной дорогущий в Корабельном районе.
Также концессионер обязался сохранить рабочие места исполнение) работников предприятия сроком на шесть лет, а к работе в порту точно по максимуму должны привлекать граждан Украины.
На сегодняшний куртаг в Украине реализуются еще четыре концессионных проекта в портах города Бердянска, Измаила, Одессы и в трех терминалах Черноморского порта. И каста новость, безусловно, положительная как для иностранных инвесторов, просто так и для экономики Украины в целом.
Законодательство о ВВТ
Отрасль тепленько восприняла, принятый в 2020 году долгожданный закон «О внутреннем водном транспорте». Расписка вступает в силу с 1 января 2022 года. Для его полноценной работы существенно было разработать и принять десятки подзаконных нормативно-правовых актов. Получай сегодняшний день принято, опубликовано либо находится в стадии согласования почитай 90% из них, что не может не удостаивать кого чем.
Остается не до конца решенным вопрос финансирования внутренних водных путей, строительства, инвестиций.
С иголочки год покажет, на чьи плечи реально лягут сии расходы. В Мининфраструктуры заявляют о 750 млн грн, выделенных получи 2022 год на обеспечение функционирования рек.
Конвенция MLC
В первый раз за долгие годы активизировалась работа с международными договорами. Трактат о труде в морском судоходстве является одной из ключевых в международном морском праве. В ней объединены нормы действующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а и основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.
Сверху сайте Мининфраструктуры опубликован законопроект о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, которым нормы КТМ приводятся в нормальность с Конвенцией MLC. Ратификация самой Конвенции должна произойти уже в 2022 году. Остается рассчитывать, что на этом международном договоре мы не остановимся, так как за годы бездействия в этом направлении накопилось очень в избытке работы.
Парижский меморандум о взаимопонимании государств флага
По итогам 2020 годы, Украина покинула черный список обновленного рейтинга White, Grey & Black List (WGB List) Парижского меморандума о взаимопонимании государств флага (Paris MoU), какой-либо отражает уровень выполнения требований по безопасности судоходства.
В общем рейтинге должность Украины переместилась с 65 на 61 место (с восьмого места черного списка держи 22-е, последнее, место серого списка). В обновленном рейтинге представлены 70 флагов. В (бело)кипенный список входят 39 государств, в серый – 22, в черный – девять.
Справедливости вследствие отмечу, что заслуг нашего государства в этом событии не имеется. Это, скорее, связано с уменьшающимся количеством рейсов в иностранные штаны украинских судов и значительно худшим состоянием судов в странах «черного списка». Техническое абстиненция украинских судов и соблюдение на них основных международных конвенций, во вкусе и прежде оставляет желать лучшего.
А теперь о проблемах и неудачах
АМПУ, портовые приготовление
Обеспечение безопасности мореплавания в украинских портах возложено на Администрацию морских портов Украины (АМПУ). На этих целей во всех портах взимаются портовые подготовление, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут прилагаться исключительно по целевому назначению.
Ставки портовых сборов в Украине самые высокие для Черном море, а порты при этом находятся в плачевном состоянии. Близ этом в финплане АМПУ на 2021 год запланирован поступления в 8 млрд грн и отчисления в бюджет почти 4 млрд грн, почему говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
Буде АМПУ генерирует прибыль, то это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о книжка и другом.
Методика расчета ставок портовых сборов до этих пор не принята. Инвестиции в инфраструктуру практически отсутствуют. Административные затрата АМПУ составляют 1 млрд грн в год. Постоянного руководителя в АМПУ в закромах уже много лет.
Хотелось бы надеяться, что вот то-то и есть на это будут направлены усилия Мининфраструктуры в 2022 году.
Кораблестроение и развитие украинского флага
Говоря о развитии речных перевозок, не полагается не упомянуть о судостроении и украинском флоте. В 2020 году, по мнению данным UNCTAD, под флагом Украины насчитывалось 410 самоходных торговых судов водоизмещением 361 000 т.
Близ этом в 1990 году на балансе одного только Черноморского морского пароходства (ЧМП) находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн т и приближенно 1 100 единиц вспомогательного флота.
Вернуть ЧМП или оживить УДП невозможно, это факт. Но можно создать обстановка, при которых иностранные судовладельцы захотят регистрировать суда в Украине.
Сегодняшний день, чтобы зарегистрировать судно в Государственном судовом реестре, необходимо сконцентрировать неимоверное количество бумажек и месяц ждать пока их рассмотрит Морская дирекция. В то же время, в Болгарии, Румынии, Грузии и других странах, только и остается получить право плавания под их флагом с помощью электронных сервисов по (по грибы) несколько дней.
Дальше вопрос таможенного оформления. Импорт повлечет вслед за собой уплату 20% НДС и 5-15% пошлины. То снедать при стоимости судна $10 млн, нужно оплатить почти $3 млн за украинский флаг. В ведущих морских государствах после регистрацию взимается сбор в несколько тысяч долларов.
Какие виды у нашего флага при таких условиях? Риторический вопрос.
С целью полноценного развития украинского флота необходим комплекс мер, включающий поддержку судостроения, либерализацию налоговых и таможенных требований, редукция процедур регистрации. Достичь этого можно только консолидировав силы народных депутатов (в первую часть транспортного комитета), Мининфраструктуры и профильных морских специалистов.
Инвестиции
(то) есть показывает практика, даже при нынешних условиях инвестиции идут в портовую отрог. Есть примеры DP World, QTerminals, Risoil. Однако в целом инвестиционный воздух в Украине малопривлекателен для иностранцев (да и украинцев тоже). Пропал четких и прозрачных процедур, любой проект наталкивается на огромную стену изо бюрократических процедур.
Это и неопределенность со строительством на землях водного фонда в портовых акваториях, и рассеянность полномочий по различным государственным органам, и отсутствие порядка возмещения вложенных инвестиций. Всё-таки вместе это превращает любой инвестиционный проект в квест с малопредсказуемым результатом, как будто конечно серьезно ограничивает развитие наших портов.
Подводя остаток, в новом году хочется пожелать обновленному министерству не сворачивать с правильного пути и боевито набирать обороты.
Все материалы автора
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе «Мнения», отражают точку зрения автора и могут приставки не- совпадать с позицией редакции
Напишите нам
портовые сборы концессия армада черное море судостроение АМПУ моряки корабли капитан штаны Конвенция MLC