В пoслeднee врeмя Skoda блaгoдaря дoступнoй цeнoвoй пoлитикe и рaстущeму aссoртимeнту мoдeлeй, мнoгиe из кoтoрыx успeли зaвoeвaть прeстижныe нaгрaды, пoльзуeтся oгрoмным успexoм вo всeм мирe. Тaким, чтo начала «наступать на пятки» материнской компании. И теперь некоторые менеджеры и профсоюзы VW ищут способы обуздать конкуренцию со стороны чешского бренда, переместив часть ее производства в Германию и потребовав бОльшую плату за использование общих технологий.
VW в настоящее время изо всех сил пытается преодолеть последствия «Дизельгейта», а для этого собрался сократить тысячи рабочих мест на своих заводах в Германии. Это не понравилось мощным отечественным профсоюзам, которые увидели в успехе Шкоды угрозу их производству.
Представители рабочих требуют перенести изготовление некоторых продуктов Skoda на площадки, где снижается производство VW Passat и стареющего Гольфа. Кроме того, они заявляют, что чешский автопроизводитель должен платить более высокие роялти за использование общей платформы VW MQB, задействованной и у других производителей, таких как Audi и Seat.
За последние три года операционная прибыль Skoda выросла более чем в два раза. Лишь за 2016-й компания получила 1,2 млрд. евро, повысив свою рентабельность до 8,7 %. И теперь по прибыли занимает в концерне второе место после Porsche, обойдя даже Audi. В то же время, маржа бренда VW упала на 1,8 процента.
Но Skoda находится в более выгодных условиях. Применяя общие технологии, она использует более дешевый труд. Заработная плата в Чешской республике, где собирается большинство европейских автомобилей бренда, составляет в среднем 10,10 евро в час, тогда как в немецкой промышленности стоимость часа достигает 38,70 евро.
Скандал в штаб-квартире VW в Вольфсбурге был усугублен обзорами автомобилей, проводимыми различными организациями, в которых некоторые немецкие модели «теряли свое лицо» перед более дешевыми «кузенами» Skoda, использующими ту же платформу MQB. К примеру, новый внедорожник Skoda Kodiaq на 1 500 евро дешевле, чем VW Tiguan, но все же превзошел немца в опросе журнала «Auto Motor und Sport». То же с Superb, победившим Passat, несмотря на то, что на нем основан.
Напряженность вызывает и будущий запуск электрокаров, который и VW, и Skoda планируют в 2020 году. Но руководители концерна теперь опасаются, что чехи могут стать их конкурентами. По словам одного из инсайдеров, «рынок электромобилей — это новая игра с мячом, в которой вы не можете просто поддерживать позиционирование брендов. Клиенты должны видеть, что вы предлагаете что-то особое».
Скорее всего, более конкретная информация появится 17 ноября, когда наблюдательный совет соберется, чтобы утвердить годовой инвестиционный бюджет. Следует отметить, что немецкие профсоюзы занимают половину из 20 мест в правлении корпорации, к ним прибавится еще 2 человека от государства Нижняя Саксония, которые также озабочены сохранением рабочих мест в VW.
Со своей стороны Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка в разговоре с журналистами выразил свою озабоченность: «Правительство заинтересовано, чтобы Skoda в Чешской Республике получила все запланированные VW инвестиции и чтобы производство не перемещалось за пределы страны».