Сeвeрный гoрoд в дeнь мaтчa Рoссии с Eгиптoм был дaлeкo нe притиxшим и сoвсeм нe дрeмaл. Ни в Кaир, ни в Шaрм-эль-Шeйx oн, кoнeчнo, нe прeврaтился, нeсмoтря нa тысячи грoмкиx eгиптян, зaпoлoнившиx улицы. Ну прoстo пoгoдa нe пoзвoлилa: в Сaнкт-Пeтeрбургe вo втoрник былo дoждливo и xoлoднo.
В Сaнкт-Пeтeрбургe врeмя словно бы тянется в два раза медленнее, чем в Москве. Возможно, если ты приезжаешь в Северную столицу на отдых, это менее заметно или, наоборот, в кайф. Вот только в этот раз я приехала сюда работать. И мои часы, к сожалению, отсчитывали минуты с московским ритмом. Спагетти в итальянском кафе на вокзале готовились там медленно, что казалось, креветки и мидии для него во время моего заказа еще плавали где-нибудь в Средиземном море.
По сравнению с вылизанной Москвой, площадь перед вокзалом будто бы и не изменилась с прошлого моего визита год назад. А может, тучи и дождь помогали создавать такое ощущение. Москва с самых первых дней мундиаля радовала солнечной погодой, поэтому изменчивый и хмурый Питер был немного непривычным. Компании египетских болельщиков, выходящих из поезда, откровенно удивлялись дождю.
Прямо у входа в метро группа молодых людей подшучивала над едва держащимся на ногах мужчиной. Тот что-то им объяснял, они в ответ смеялись. Любитель выпить словно бы стоял тут с утра. И когда все уедут на футбол, он по-прежнему останется подпирать стену Московского вокзала. Возможно, до завтра. От увиденного веяло стабильностью и искренностью. Санкт-Петербург слишком горд, чтобы строить потемкинкие деревни.
Если на площади перед вокзалом иностранцы как будто растворились, то в метро стали очень заметны. Толкотня перед дверьми в вагон показалась диковинной даже местным, привыкшим к нашествию туристов. Бодрая старушка подходит к группе, ожидающей поезда. Здесь много египтян, которые покрикивают, громко обсуждают, выйдет ли в старте Салах. «Кошмар. Караул», — бормочет она себе под нос и отправляется искать менее громкую группу.
«Так, ну что, попытаемся добраться до дома», — пристраивается к толпе элегантная дама в жемчужных сережках. Местные перешучиваются. «У вас всегда так? — спрашиваю. — Или…» Договорить не успеваю, грузный веселый мужчина пытается поставить незнайку на место: «Сегодня же футбол, девушка!» Да в курсе, говорю, сама туда еду. «А что так поздно? Вас же всех предупреждали по телевизору, что болельщикам следует прибыть на стадион за три часа до начала», — мужчина так суров, что я вроде как оправдываться начинаю. Да я не болеть… «Да нигде такого не было! — женский голос сзади. — Я уже на четвертый матч иду. Ни в Москве, ни в Калининграде. Приходили за 1,5 — 2 часа, и никакой давки в метро». Мужчина насмешлив: «Ну, Москва! Москва — город контрастов. А в Калининграде они вообще первый раз футбол увидели».
На новенькой станции метро «Новокрестовская», открытой незадолго до чемпионата мира, сначала было слышно только египтян. «Салах! Салах!» — кричали они. Ощущение, что в команде «фараонов» больше никто и не играет. Болельщики ходят по городу с портретом Мо и посвящают ему песни. А еще они привезли с собой дудки. Вообще этот источник громкого звука на футболе в Европе не приветствуется. Много лет назад российские фанаты отучали трибуны от этого музыкального инструмента, раскладывая листовки с перечеркнутой дудкой. Отучили. Но у египтян свои традиции. Это, конечно, не вувузелы, которые стали популярны во время чемпионата мира в ЮАР в 2010 году. Такие громкие и противные, что их запретил УЕФА, хотя с мундиаля тогда европейцы их напривозили будь здоров. Кстати, вувузелы есть в списке запрещенных к проносу на матчи чемпионата мира 2018 вещей, но у египтян — не они. Тоже громкие, но не настолько противные.
За 10 минут до начала матча невооруженным глазом было видно множество пустых мест. Тревожно стало. Но к стартовому свистку отлегло — заполнялся потихоньку «Санкт-Петербург». Но не под завязку, все-таки видны были проплешены. К концу матча объявили, что на матче присутствует 64 468 зрителей. Именно столько, судя по данным официального твиттера арены, она вмещает. Где же тогда провели всю игру те, как минимум, несколько сотен человек, чьи места так и пустовали от стартового до финального свистка. Пили пиво в подтрибунке?
Пока египтяне дудели, наши кричали «Россия!». Так с четверга больше ничего другого кричать не научились. Зато громко, просто оглушительно. Видимо, акустика северного стадиона лучше, чем у его столичного собрата. Наши даже пытались запустить волну, но она захлебывалась, когда спотыкалась о сектор египетских болельщиков. На табло уже грело 3:0, египтянам было не до веселья… Мастерски исполненный Салахом пенальти уверенности не добавил. А наши молодцы, о чем им трибуны громко и сообщили за две минуты до финального свистка. И после него грянула «Калинка», вот тогда запели и зрители. Ух, это было хорошо.
Читайте материал: «Россия – Египет: онлайн-трансляция матча ЧМ-2018 по футболу»